МОУ "Бородулинская средняя общеобразовательная школа"

Коммунарские сборы

 

КОММУНАРСКИЙ СБОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

 

    Леонтьева И.М.                                          

заместитель директора

по воспитательной работе

МОУ «Бородулинская средняя

общеобразовательная школа»

 

           Современная школа – это сложное социально – педагогическое образование, которое включает в себя педагогический и ученический коллективы, различные объединения и организации взрослых и детей. У каждого есть право самостоятельно решать свои проблемы и удовлетворять свои потребности и интересы. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку своей деятельности.

Перемены в общественной жизни страны подтолкнули педколлектив обратиться к проверенному практикой средству воспитания – ученическому самоуправлению, взяв на вооружение современный позитивный опыт.

Для чего?

         Выйдя из школы, занимаясь какой – либо профессиональной деятельностью наш выпускник независимо от его желания или нежелания занимает свою ступень в иерархической структуре общества. И от него требуется умение добросовестно  делать свое дело, отвечать за него, планировать свою деятельность, организовывать других, умение подчиняться и управлять, жить в демократическом обществе, по демократическим законам.

             Структура школьного самоуправления – это модель общества. И в рамках этой модели школьник осваивает рациональные, эффективные способы и методы деятельности, которые пригодятся ему в жизни. Не используя  ученическое самоуправление как средство воспитания, мы уподобляемся  тем, кто учит плавать,  бросая в воду  и наблюдая, выплывет или утонет. Мы не учим плавать на берегу.

          Наличие самоуправления говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит самоуправление не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива и на развитие  каждого члена коллектива. 

 Общеизвестен факт, что только 20% людей обладают лидерскими качествами, 80% людей ориентированы лишь на функционирование. И было бы неверным полагать, что самоуправление призвано воспитывать только лидера. Задачи, выполняемые ученическим самоуправлением намного шире:

u      организация воспитывающей деятельности через коллектив;

u       создание условий для взаимообогащающего общения;

u      в коллективной деятельности происходит становление индивидуальности каждого ученика: развитие самостоятельности, самоутверждения, самоопределения себя как личности;

u      участие детей в разнообразных видах деятельности с целью реализации своих потребностей и интересов;

Большую роль в развитии ученического самоуправления в нашей школе сыграли коммунарские сборы. Лагерные сборы родились на рубеже 50 – 60-х годов как сборы актива детских и юношеских организаций, затем это движение подхватили и школы. Раньше других эта идея была реализована В.А.Караковским. Феномен сбора в идее общинности. Образ идеальной общины, мира, где каждый знает каждого, где гарантирована свобода волеизъявления, и защита всем своим членам привлекает с каждым годом все больше детей.

Коммунарские сборы

        это форма воспитательного воздействия на детей и взрослых, позволяющая в короткий срок добиться высоких результатов в развитии коллектива и личности;

        это форма воспитания личности через включение ее в идеальные отношения, формируемые в процессе труда, общения, спорта, игры;

        это сжатая по времени, сконцентрированная в закрытом пространстве ситуация  творческого взаимодействия участников в организации совместной жизни, в результате которой складывается своеобразная, неповторимая, идеальная общность детей и взрослых, заключающая в себе мощный педагогический потенциал.                                                

  

          Время сбора максимально насыщено делами. Каждый день сбора предлагает порядка десятка дел, требующих коллективного, группового, индивидуального участия, а, следовательно, определенного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения. Коммунарсий сбор в нашей школе стал традиционным. На сбор идут не все желающие. Это право надо заслужить активным участием в делах класса и школы. За 8 лет проведения сборов результаты весьма ощутимы:

q       произошло сплочение актива школы;

q       повышение общественной активности, самостоятельности и инициативы детей;

q       создание и развитие органов ученического самоуправления

q       расширение контактов  со сверстниками из других школ;

q       через коммунарские сборы за 8 лет их существования прошли 549 детей из разных школ г. Врещагино, Верещагинского района, Сивинского района, г.Перми;

q       активисты нашей школы принимали участие в Форумах молодежи, в Фестивале детских движений и организаций, выступали на проблемных линиях по организации школьного самоуправления, по проектной деятельности школьников, принимали участие в коммунарских сборах в

      г. Верещагино, Перми.

Что дает сбор в личностном развитии:

     Сбор является чрезвычайно значимой личностной ценностью для детей;

     Сбор - это событие в жизни школы. Он во многом отличается и первенствует среди других школьных дел;

     Разносторонность и насыщенность деятельности выступают важным условием личностной самореализации школьников, создают предпосылки для всестороннего проявления своих свойств и способностей

  • Сбор - уникальное средство воспитания лидера. Этому способствует такое мероприятие как Веревочный курс. Основная цель, которого выявить лидера, человека способного взять ответственность за жизнь каждого члена коллектива.
  • Сбор создает положительную модель поведения, она закрепляется как коллективная норма, через принятие законов по которым живут коммунары;
  • Формирование разновозрастных отрядов позволяет осуществлять преемственность. В таких отрядах легче обеспечить активную позицию детей, помочь каждому реализовать себя;
  • Сбор – это и педагогическая лаборатория, где апробируются многие идеи;
  • Сбор помогает раскрытию индивидуальности каждого его участника, здесь раскрываются таланты, загораются «звезды», здесь у каждого есть шанс открыть себя с самой неожиданной стороны и этому способствуют конкурс «А вам слабо?», Талант – шоу.
  • Сбор – это школа актива, целью которого является воспитание учащихся – организаторов дел. В последние годы основной целью учебы актива является формирование навыков проектирования, который несет большую воспитательную нагрузку. Это -  умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, разделять ответственность, анализировать результаты своей деятельности. В разные годы тематика  проектов:  общественные детские объединения, символика коммунарских сборов, социальные проекты по решению различных проблем села.
  • Воспитание потребности и умения рефлексировать свою деятельность, отношения, самих себя через такие мероприятия как Вечер при свечах, рефлексивная линейка, оформление молний, работу пресс – центров отрядов.

Набор дел на коммунарских сборах неслучаен, технологически отработан. Отслеживается настроение участников сборов во все дни проведения, отслеживается активность детей в отрядах.

     Важными условиями успешности коммунарских сборов является наличие педагогов владеющих технологией, открытых для общения, пользующихся авторитетом у учащихся.

       Коммунарский сбор занимает лишь малую часть времени в общем круге школьных дел, а живут им, помнят о нем в течение всего года. И уже многие выпускники нашей школы могут сказать: «Да. Я был и в душе остаюсь коммунаром». Это так, потому что законы коммунарской жизни во многом перекликаются с законами реальной жизни – это законы Добра, Совести, Творчества.

                                                        

       

 

 

 

 


 

 Тематика коммунарских сборов

1997-1998 уч. год

Тема: "Главное - вместе!"

Цель: Сплотить активных детей.

Участники: 40 чел. Бородулинская СОШ

Результат: Приняты законы коммунаров. Выделился актив школы.

 

1998-1999 уч. год

Тема: "Я - лидер"

Цель: Развитие коммуникативных умений и лидерских качеств

Участники: 40 чел. Бродулинской СОШ, 13 чел. Н.-Галинской СОШ

Результат: Разработаны 4 проекта детских общественых объединений

 

1999-2000 уч. год

Тема: Учеба актива классов

Цель: Апробация методики сменных поручений

Участники: 50 чел. Бородулинской СОШ

Результат: Принято окончательное название коммунарских сборов и девиз

                      Применение методики сменных поручений в организации работы 

                      органов классного самоуправления

 

2000-2001 уч. год

Тема: Космическое путешествие

Цель:  Апробация работы структурных подразделений органов ученического

             самоуправления

Участники: 50 чел. Бородулинской СОШ

Результат: Создание школьного ученического самоуправления

 

2001-2002 уч. год

Тема: Юбилей Звезды

Цель: Найти единомышленников, друзей

Участники: 60 чел. Бородулинская СОШ, 12 чел. Комаровская СОШ

Результат: Выступление с опытом на первом  фестивале детских движений и

                      объединений. Участие в коммунарских сборах г. Верещагино

 

2002-2003 уч. год

Тема: "Фабрика Звезд"

Цель: Создание условий для позитивной реализации лидерских качеств

Участники: 60 чел. Бородулинской СОШ, 11 чел. Зюкайской СОШ, 12 чел. ДЦТ

                     "Радуга" г. Верещагино

 

2003-2004 уч. год

Тема: "Последний герой"

Цель: Создание символики коммунарского движения

Участники: 60 чел. Бородулинской СОШ, 18 чел. СепычевскойСОШ

Результат: Создана эмблема коммунарских сборов

 

2004-2005 уч. год

Тема: "Я - гражданин России"

Цель: Формирование навыков проектирования

Участники: 52 чел. Бородулинской СОШ, 7 чел. Комаровской СОШ, 11 чел.

                     Кониплотнической СОШ Сивинского района, 22 чел. Сепычевской

                     СОШ, 10 чел. Кукетской СОШ, 10 чел. Н.-Галинской СОШ, 10 чел.

                     Соколовской СОШ

Результат: Написана песня о коммунарских сборах, Ребята получили знания по

                      проектной деятельности, были разработаны и прошли защиту

                      социальные проекты по решению различных проблем села

 

2005-2006 уч. год

Тема: "Легко ли быть молодым?"

Участники: 60 чел. Бородулинской СОШ, 12 чел. г. Верещагино отряд "Новое

                     поколение", 10 чел. Сепычевская СОш, 12 чел. Соколовская СОШ, 15

                     чел. Зюкайская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

ПРОГРАММА коммунарских сборов 2008 г.

«Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»

День 1

10.00-10.30             Заезд. Формирование отрядов

10.30 – 10.35 Организационная линейка

10.40 – 12.00 Веревочный курс

12.00 – 12.20 Подготовка к линейке открытия лагеря.

                       Отрядные огоньки

12.20 – 12.40 Открытие коммунарских сборов

12.40 – 13.00 Совет лидеров. Подготовка к ОД

13.00 – 13.30 Обед

14.00 - 15.00 Деловая игра «Суд над вредными привычками»

15.15 – 16.30 ОД 1. «КВН»

16.30 – 17.00 Подготовка к конкурсу плакатов

17.00 – 18.00 Конкурс плакатов «Здоровье нации в 21 веке», творческая защита плакатов

18.00 – 18.30 Ужин

19.00 – 20.30 ОД 2. «Малые олимпийские игры»

20.30 – 21.00 Вечер при свечах «Если рядом друг» (рассказ об опыте  работы органов ученического самоуправления школ района)

21.00 – 21.30 Ужин

21. 30 – 21. 45  Отрядный огонек

22.00 – 23.50 ОД 3 «Дискотека звезд»

23.50 – 24.00 Вечерняя линейка

24.00 Отбой

День 2

9.00 – 9.15 Подъем

9.15 – 9.30 Зарядка

9.30 – 10.00 Завтрак

10.00 – 10.10 Утренняя линейка

10.15 – 11.00  ОД 4  «Интеллектуальная игра»

11.15 – 12.15  ОД 5  «Игра – путешествие»

12.45 – 14.00 Талант шоу

14.00 – 14.30 Обед

14.30 – 15.00 Подготовка к линейке закрытия. Операция «БАНТ», конкурс итоговых газет.

15.00 Линейка закрытия сборов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz