![]() |
| ||||||||
|
![]() |
| |||||||
Коммунарские сборыКОММУНАРСКИЙ СБОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Леонтьева И.М. заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Бородулинская средняя общеобразовательная школа»
Современная школа – это сложное социально – педагогическое образование, которое включает в себя педагогический и ученический коллективы, различные объединения и организации взрослых и детей. У каждого есть право самостоятельно решать свои проблемы и удовлетворять свои потребности и интересы. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку своей деятельности. Перемены в общественной жизни страны подтолкнули педколлектив обратиться к проверенному практикой средству воспитания – ученическому самоуправлению, взяв на вооружение современный позитивный опыт. Для чего? Выйдя из школы, занимаясь какой – либо профессиональной деятельностью наш выпускник независимо от его желания или нежелания занимает свою ступень в иерархической структуре общества. И от него требуется умение добросовестно делать свое дело, отвечать за него, планировать свою деятельность, организовывать других, умение подчиняться и управлять, жить в демократическом обществе, по демократическим законам. Структура школьного самоуправления – это модель общества. И в рамках этой модели школьник осваивает рациональные, эффективные способы и методы деятельности, которые пригодятся ему в жизни. Не используя ученическое самоуправление как средство воспитания, мы уподобляемся тем, кто учит плавать, бросая в воду и наблюдая, выплывет или утонет. Мы не учим плавать на берегу. Наличие самоуправления говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит самоуправление не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива и на развитие каждого члена коллектива. Общеизвестен факт, что только 20% людей обладают лидерскими качествами, 80% людей ориентированы лишь на функционирование. И было бы неверным полагать, что самоуправление призвано воспитывать только лидера. Задачи, выполняемые ученическим самоуправлением намного шире: u организация воспитывающей деятельности через коллектив; u создание условий для взаимообогащающего общения; u в коллективной деятельности происходит становление индивидуальности каждого ученика: развитие самостоятельности, самоутверждения, самоопределения себя как личности; u участие детей в разнообразных видах деятельности с целью реализации своих потребностей и интересов; Большую роль в развитии ученического самоуправления в нашей школе сыграли коммунарские сборы. Лагерные сборы родились на рубеже 50 – 60-х годов как сборы актива детских и юношеских организаций, затем это движение подхватили и школы. Раньше других эта идея была реализована В.А.Караковским. Феномен сбора в идее общинности. Образ идеальной общины, мира, где каждый знает каждого, где гарантирована свобода волеизъявления, и защита всем своим членам привлекает с каждым годом все больше детей. Коммунарские сборы – это форма воспитательного воздействия на детей и взрослых, позволяющая в короткий срок добиться высоких результатов в развитии коллектива и личности; – это форма воспитания личности через включение ее в идеальные отношения, формируемые в процессе труда, общения, спорта, игры; – это сжатая по времени, сконцентрированная в закрытом пространстве ситуация творческого взаимодействия участников в организации совместной жизни, в результате которой складывается своеобразная, неповторимая, идеальная общность детей и взрослых, заключающая в себе мощный педагогический потенциал. Время сбора максимально насыщено делами. Каждый день сбора предлагает порядка десятка дел, требующих коллективного, группового, индивидуального участия, а, следовательно, определенного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения. Коммунарсий сбор в нашей школе стал традиционным. На сбор идут не все желающие. Это право надо заслужить активным участием в делах класса и школы. За 8 лет проведения сборов результаты весьма ощутимы: q произошло сплочение актива школы; q повышение общественной активности, самостоятельности и инициативы детей; q создание и развитие органов ученического самоуправления q расширение контактов со сверстниками из других школ; q через коммунарские сборы за 8 лет их существования прошли 549 детей из разных школ г. Врещагино, Верещагинского района, Сивинского района, г.Перми; q активисты нашей школы принимали участие в Форумах молодежи, в Фестивале детских движений и организаций, выступали на проблемных линиях по организации школьного самоуправления, по проектной деятельности школьников, принимали участие в коммунарских сборах в г. Верещагино, Перми. Что дает сбор в личностном развитии: Сбор является чрезвычайно значимой личностной ценностью для детей; Сбор - это событие в жизни школы. Он во многом отличается и первенствует среди других школьных дел; Разносторонность и насыщенность деятельности выступают важным условием личностной самореализации школьников, создают предпосылки для всестороннего проявления своих свойств и способностей
Набор дел на коммунарских сборах неслучаен, технологически отработан. Отслеживается настроение участников сборов во все дни проведения, отслеживается активность детей в отрядах. Важными условиями успешности коммунарских сборов является наличие педагогов владеющих технологией, открытых для общения, пользующихся авторитетом у учащихся. Коммунарский сбор занимает лишь малую часть времени в общем круге школьных дел, а живут им, помнят о нем в течение всего года. И уже многие выпускники нашей школы могут сказать: «Да. Я был и в душе остаюсь коммунаром». Это так, потому что законы коммунарской жизни во многом перекликаются с законами реальной жизни – это законы Добра, Совести, Творчества.
Тематика коммунарских сборов 1997-1998 уч. год Тема: "Главное - вместе!" Цель: Сплотить активных детей. Участники: 40 чел. Бородулинская СОШ Результат: Приняты законы коммунаров. Выделился актив школы.
1998-1999 уч. год Тема: "Я - лидер" Цель: Развитие коммуникативных умений и лидерских качеств Участники: 40 чел. Бродулинской СОШ, 13 чел. Н.-Галинской СОШ Результат: Разработаны 4 проекта детских общественых объединений
1999-2000 уч. год Тема: Учеба актива классов Цель: Апробация методики сменных поручений Участники: 50 чел. Бородулинской СОШ Результат: Принято окончательное название коммунарских сборов и девиз Применение методики сменных поручений в организации работы органов классного самоуправления
2000-2001 уч. год Тема: Космическое путешествие Цель: Апробация работы структурных подразделений органов ученического самоуправления Участники: 50 чел. Бородулинской СОШ Результат: Создание школьного ученического самоуправления
2001-2002 уч. год Тема: Юбилей Звезды Цель: Найти единомышленников, друзей Участники: 60 чел. Бородулинская СОШ, 12 чел. Комаровская СОШ Результат: Выступление с опытом на первом фестивале детских движений и объединений. Участие в коммунарских сборах г. Верещагино
2002-2003 уч. год Тема: "Фабрика Звезд" Цель: Создание условий для позитивной реализации лидерских качеств Участники: 60 чел. Бородулинской СОШ, 11 чел. Зюкайской СОШ, 12 чел. ДЦТ "Радуга" г. Верещагино
2003-2004 уч. год Тема: "Последний герой" Цель: Создание символики коммунарского движения Участники: 60 чел. Бородулинской СОШ, 18 чел. СепычевскойСОШ Результат: Создана эмблема коммунарских сборов
2004-2005 уч. год Тема: "Я - гражданин России" Цель: Формирование навыков проектирования Участники: 52 чел. Бородулинской СОШ, 7 чел. Комаровской СОШ, 11 чел. Кониплотнической СОШ Сивинского района, 22 чел. Сепычевской СОШ, 10 чел. Кукетской СОШ, 10 чел. Н.-Галинской СОШ, 10 чел. Соколовской СОШ Результат: Написана песня о коммунарских сборах, Ребята получили знания по проектной деятельности, были разработаны и прошли защиту социальные проекты по решению различных проблем села
2005-2006 уч. год Тема: "Легко ли быть молодым?" Участники: 60 чел. Бородулинской СОШ, 12 чел. г. Верещагино отряд "Новое поколение", 10 чел. Сепычевская СОш, 12 чел. Соколовская СОШ, 15 чел. Зюкайская СОШ
ПРОГРАММА коммунарских сборов 2008 г. «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ» День 1 10.00-10.30 Заезд. Формирование отрядов 10.30 – 10.35 Организационная линейка 10.40 – 12.00 Веревочный курс 12.00 – 12.20 Подготовка к линейке открытия лагеря. Отрядные огоньки 12.20 – 12.40 Открытие коммунарских сборов 12.40 – 13.00 Совет лидеров. Подготовка к ОД 13.00 – 13.30 Обед 14.00 - 15.00 Деловая игра «Суд над вредными привычками» 15.15 – 16.30 ОД 1. «КВН» 16.30 – 17.00 Подготовка к конкурсу плакатов 17.00 – 18.00 Конкурс плакатов «Здоровье нации в 21 веке», творческая защита плакатов 18.00 – 18.30 Ужин 19.00 – 20.30 ОД 2. «Малые олимпийские игры» 20.30 – 21.00 Вечер при свечах «Если рядом друг» (рассказ об опыте работы органов ученического самоуправления школ района) 21.00 – 21.30 Ужин 21. 30 – 21. 45 Отрядный огонек 22.00 – 23.50 ОД 3 «Дискотека звезд» 23.50 – 24.00 Вечерняя линейка 24.00 Отбой День 2 9.00 – 9.15 Подъем 9.15 – 9.30 Зарядка 9.30 – 10.00 Завтрак 10.00 – 10.10 Утренняя линейка 10.15 – 11.00 ОД 4 «Интеллектуальная игра» 11.15 – 12.15 ОД 5 «Игра – путешествие» 12.45 – 14.00 Талант шоу 14.00 – 14.30 Обед 14.30 – 15.00 Подготовка к линейке закрытия. Операция «БАНТ», конкурс итоговых газет. 15.00 Линейка закрытия сборов
| |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |